Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Детский сад имеет два здания. Здание литер «Б» построено в 1937 году и открыто 15.03.1938 года, здание литер « А » построено по проекту и сдано в эксплуатацию в 1967г., Здания детского сада расположены внутри квартала в отдалении от дорог и промышленных комплексов. Здания двухэтажные, однокорпусные, имеют все виды благоустройства: водопровод, канализацию, центральное отопление. Территория ограждена металлическим забором, благоустроена. Имеется большое количество зеленных насаждений: разнообразные породы деревьев, разбиты газоны и цветники. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок. На участках имеются прогулочные беседки, песочницы, игровое оборудование.
В МДОУ рационально использованы все помещения для развития каждого ребенка (в том числе для лиц с ОВЗ).
Оборудованные кабинеты
• Групповые помещения – 7
• Музыкальный зал-2
• Физкультурный зал-1
• Методический кабинет (-1
• Кабинет учителя – логопеда -2
• Кабинет педагога-психолога
• Бухгалтерия-1
• Медицинский кабинет-1
• Учебные кабинеты (комната познавательного развития, астрономия, изучений правил дорожной безопасности, игротека)-4
• Кабинет заведующей
• Пищеблок – 1
• Прачечная-1
План мероприятий по совершенствованию и развитию РППС 2023-2024
Организация медицинского обслуживания осуществляется в рамках работы медицинского кабинета (кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет) учреждения на основании лицензии на медицинскую деятельность (приложение клицензии). В штате в наличии старшая медицинская сетра (1,5 ставки).
Предметно – развивающая среда в ДОУ соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
- предметно-пространственая развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
-доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.В наличии материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек.
Имеется оборудование и материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности воспитанников. Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья.
Используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Созданная предметно-развивающую среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Технические средства обучения и воспитания:
- музыкальный центр-4 ед.
- магнитолла-6 ед.
- проектор-1ед.
- интерактивная панель – 1ед
- компьютер для работы педагогов-4 ед.
- ноутбук-2ед. для занятий с детьми
-DVD-2ед.
Центры развития в игровых комнатах:
-уголок для ролевых игр;
-книжный уголок;
-зона для настольно-печатных игр;
-выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
-уголок природы (наблюдений за природой);
-спортивный уголок;
-уголок для игр с песком;
-игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Доступ к объектам спорта
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей (в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью), формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала – 75 кв.м.
В зале имеется стандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. В наличие спортивная площадка. В каждой группе для воспитанников оборудованы физкультурные уголки для занятий подвижными и спортивными играми, профилактики плоскостопия.
Наличие объектов для проведения практических занятий
Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ.
В группах МДОУ организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.
Предметно – пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Библиотека: библиотеки в учреждении нет, но воспитательно- образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные уголки. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), кроме лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата. ДОУ укомплектовано научно – методическими материалами, дидактическими пособиями, игровым оборудованием.
Библиотечный фонд методического кабинета насчитывает 500 экземпляров.
Информация о электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ к информационным системам и информационно- телеоммуникационным сетям:
Сетевые и коммуникационные устройства: ноутбуки -2 ед. с выходом в интернет, 3 системных блока с выходом в интернет. Имеется интернет, электронная почта, сайт. Учебные кабинеты для занятий с детьми оснащены в соответствии с современными требованиями по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе. Это позволяет педагогам активно использовать в своей работе с детьми: интерактивные технологии SMART, ноутбуки, интерактивные задания и игры средствами PowerPoint.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивается только в присутствии взрослых и согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой а сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ».
https://mdou82.edu.yar.ru/
Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеется.
Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области
https://www.edu.yar.ru/index/projects.html
/https://www.edu.yar.ru/
Сведения об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) в образовательном учреждении обеспечено создание лицам с инвалидностью и ОВЗ следующих условий доступности объекта:
1. Возможность передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, с помощью работника объекта, назначенного приказом руководителя.
2. Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
3. Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него.
4. Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации (с использованием шрифта Брайля).
5. Оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования.
6. Краевые ступени лестничных маршей и вход в учреждение выделены желтым цветом.
Обеспечение условий доступности для лиц с инвалидностью и ОВЗ образовательного учреждения
Политика доступности
Порядок обеспечения условий доступности
Паспорт доступности объекта
Обеспечение безпрепятственного доступа к объекту
Ответсвенный по вопросам обеспечения доступности в учреждение:
Ульянкина Наталья Викторовна тел. (4852) 72-84-82, время работы с 8-00 до 17-00. Вы также имеете возможность предварительно сообщить о времени посещения образовательного учреждения по телефону (4852)72-84-82 или по электронной почте yardou082.yaroslavl@yarregion.ruВас будут ждать в назначенное время у калитки со стороны ул. Свердлова д.26 а. Имеется кнопка вызова сотрудника. В наличии индивидуальная (сменная) кресло- каталка.
Пути движения к образовательному учреждению с остановки транспорта улица Республиканская или площадь Юности (наличие подземного перехода) пешком (внутри жилого квартала).
Расстояние до объекта от остановки транспорта 300 -500 метров. Время движения (пешком) 10-15 минут. Перепады высоты на пути -нет, в местах пересечения пешеходных путей и транспортных коммуникаций высота бордюрного камня 4 см. Съезд с тротуара на проезжую часть с уклоном 1:10. Пандус на участке подземного перехода ( обустройство для инвалидов на коляске). Специальной парковки -нет.
Объект доступен частично избирательно для всех категорий инвалидов.
Наличие приспособленных помещений для образования ( обеспечение доступа) :
В чреждении оборудованно 7 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. В группах для воспитанников с 5 до 7 лет в наличие уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования. В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах с 1.6 до 4 -х лет – уголки ряженья.
Помещения приспособленные для воспитанников с ДЦП (наличие пандуса, ширина дверных проемов входной группы -1,2 м) в здании № 1 ( 1 этаж группы "Солнышко", кабинет психолога, учителя-логопеда, учебного кабинета по астрономии.
Для взрослого населения - доступен кабинет заведующего, старшего воспитателя. Для воспитанников с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, УО) доступны все помещения ДОУ. Для воспитанников с нарушениями слуха и зрения – частично ( услуга по присмотру и уходу) .
Для взрослого населения (с нарушением зрения) индивидуальное сопровождение (специально выделенного сопровождающего из работников ДОУ).
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью.
Образовательные услуги, услуги присмотра и ухода предоставляются бесплатно.
Средства обучение и воспитания: средства обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью определены "Адаптироанной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР" и рабочей программой группы.
Средства обучения воспитания подразделяются на следующие виды: печатные (методическая литература и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы на цифровых носителях); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, игрушки);спортивное оборудование.
Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (муляжи, игрушки, игры и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, рабочие тетради) проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.)
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей детей;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, самостоятельно-художественной деятельности, двигательной) которые способствуют развитию дошкольников.
Перечень средств обучения
Реализация адаптированной образовательной программы - смотри раздел Образование и в соответсвии с потребностью (при наличии воспитанников другой категории ОВЗ или наличия инвалидности).
Специально оборудованные учебные кабинеты: Залы, групповые комнаты, учебные кабинеты оборудованы и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В наличие: кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учебные кабинеты по познавательному развитию и астрономии, музыкальные и физкультурные залы.
Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с воспитанниками групп общеразвивающей направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах (комната познавательного развития и кабинет астрономии).
Объекты для проведения практических занятий:
Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ.
В группах организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.
Предметно – пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
С направлением дополнительного образования можно познакомится в разделе сайта "Дополнительное образование" Программа Шахматы" , Программа "Любознай-ка" смотри раздел платные образовательные услуги.
Библиотека: библиотеки в учреждении нет, но воспитательно- образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные уголки. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), кроме лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
Специальные условия для питания:
Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 15-ти дневного меню для детей от 1,6 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы , установленные нормативно- технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценност, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Для воспитанников с ОВЗ, в частности, имеющих в анамнезе пищевую аллергию или иное заболевани пищеварительной ситсемы, проводится корректировка меню, в соответствии с медицинскими показателями и на основании заключения врача. Организация питания осуществляется согласно контракта с ООО "Комбинат социального питания". Питание осуществляется по темже нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности. Смотри раздел: Организация питания в ОО
Специальные услвоия охраны здоровья: охрана здоровья детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп ощеразвивающей направленности.
Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельсноть, осуществляется этими организациями".
- Оздоровительная программа "Зернышко Здоровья".
Дополнительная страничка на сайте Специальные условия охраны здоровья.
- В учреждении имеется медицинский блок ( кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор). Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая мединская сестра Виноградова С.А. тел. (4852)72-84-82.
В кабинетах имеются: рециркуляторы для обеззараживания воздуха, весы, ростомер, холодильник, тумба со средствами неотложной помощи, шины, тонометр, стетофонендоскопы, электронные термометры, медицинский шкаф с аптечкой первой помощи и и перевязочными препаратами, мебель для врача и медсестры.
Доступ к информационным системам и информационно- телеоммуникационным сетям:
Сетевые и коммуникационные устройства: ноутбуки -2 ед. с выходом в интернет, 3 системных блока с выходом в интернет. Имеется интернет, электронная почта, сайт. Учебные кабинеты для занятий с детьми с ОВЗ оснащены в соответствии с современными требованиями по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе. Это позволяет педагогам активно использовать в своей работе с детьми с ОВЗ: интерактивные технологии SMART, ноутбуки, интерактивные задания и игры средствами PowerPoint. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивается только в присутствии взрослых и согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой а сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ».
Доступ к объектам спорта В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала – 75 кв.м. В зале имеется стандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. В наличие спортивная площадка. В каждой группе для воспитанников оборудованы физкультурные уголки для занятий подвижными и спортивными играми, профилактики плоскостопия.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования : развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы пердвижные для игры с песком и водой, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Имеющиеся игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой , познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеется.
Электронные образовательные ресурсы,приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map.
Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не взимается (Приказ № 01-05/1205 от 12.12.2023)
Возможность обучения на дому и дистанционно – не предусмотренно.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.