Страница обновлена 13.07.2017
Простейшее обследование речи дома.
 
Его имеет смысл проводить, если  ребенку  исполнилось 2 года. До этого он еще имеет полное право не говорить предложениями и переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама.
 
В 2 года  многое меняется. Активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, малыш становится взрослее, а его речь — осознаннее.
Давайте попробуем разобраться, стоит ли спешить определить его в специализированную группу. А может, все не так уж и плохо?
 
Обследование пассивного словаря ребенка.
Дайте ребенку несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова — все ли выполнил, как вы просили.
-Скажите малышу: «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики. Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку. Хорошего зайку ты принес. Только он великоват для нашего домика. Принеси лучше маленького зайку и посади его в домик».
-Проверьте, может ли малыш показать или принести бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек.
-Понимает ли он глаголы: «прыгни!», «сядь!», «подойди!», «открой!», «вытри!», «дунь!», «помаши!», «налей!», «выброси!».
 
Если вашему ребенку уже 3 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования к нему выше.
 
-Попросите спрятать мячик под платок, а потом платок под мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?» Если малышу трудно — это тревожный знак.
Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, педагоги  и бабушки, фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года.
Фразовая речь — это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «лепетными» словами, непонятными для окружающих: «Мама, дя пи!» («Мама, дай пить!»).
Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов, повода для паники нет.
 
Однако, если ребенку уже 3-4 года, надо срочно, не откладывая, начинать занятия с логопедом.
 
Давайте обратим внимание я на слоговую структуру слова, то есть как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов, а может, наоборот, «наращивает» — малинана (малина), авик (снеговик), птипцы (птицы), агуда (радуга). Если в 2-3 года подобное допустимо, то в 3,5-4 года обратите на это внимание и запишитесь к логопеду.
 
Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш ребенок.
Проверить это очень просто.
К 2-3-леткам это не имеет отношения, а вот с 3 лет можете поиграть с крохой в игру «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уже уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у». Звук услышать труднее.
И совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других — «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», притом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»…
Если все слышит хорошо — можете успокоиться, фонематический слух развивается нормально и специализированная группа ему не нужна!
 
И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь четыре.
 
· У 2-летнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым.
· Если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что ребенок говорит, даже звуки «а», «у», «ы» плохо получаются.
· Если малыш весьма заметно заикается или вдруг перестал говорить после стрессовой ситуации.
· Если в 3 года не произносит или старается заменять звуки «к», «г», «т», «д», «х», «ть».
· Поспешите к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц», «ч», «р», «л», «в», а часто и мягкие варианты — «сь», «ль», «зь». При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы. Трудности допускаются только при звуке «рь», а также допустимо смешение некоторых звуков в предложениях: «с»-»ш» («Сла Шаша по шоссе»), «р»-»л» («Клара иглара на кларнете»).
 
В самом конце своего домашнего обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш.
 
·  2-летка должен легко находить цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию: «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще не обязательно. А в 3-4 года он должен называть 2-3 основных цвета. Так же и со счетом.
·  В 3 года крохе доступны понятия «один-много», он уже может пересчитать предметы от одного до трех.
·  3-4-летние ученики уже узнают и называют некоторые геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник.
·  Научите малыша собирать пирамидку, сначала из трех, а затем из пяти колец.
 
Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Ему трудно выполнить такое задание? Попросите тогда: «Дай-ка мне самое большое колечко. Наденем его.
А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам».
 
Очень важно понять, как ребенок умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.
 
Если все задания ваш ребенок  выполнил хорошо, не стоит спешить в логопедическую группу. Поводите его на различные развивающие занятия и понаблюдайте, как он развивается.
 
Однако если хотя бы один из пунктов домашнего обследования вас не удовлетворил, а ребенок вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на заданиях, хватал различные предметы без цели — обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.
 
Для хорошего логопеда нет трудных детей, все ребятишки — индивидуальности, у всех есть сильные стороны.
Увидеть эти стороны — и есть залог успеха логопедической работы!