Страница обновлена 07.11.2019

 1. Образовательная программа

 Образовательная деятельность в дошкольном учреждении выстроена в соответствии с образовательной программой МДОУ "Детского сада  № 82" разработанной и принятой  им самостоятельно в соответствии с ФГОС (утвержденной  30.12.2014г. с изменением 17.11.2015г.) на основе  основной образовательной программы дошкольного образования  "От рождения до школы" Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева

 Нормативный срок освоения до 5 лет. Численность лиц обучающихся по данной программе за счет средств бюджета составляет 174 воспитанника.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  является  образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.  Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре­менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду­ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен­ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Обучение ведется на русском языке.
Форма обучения: очная, групповая.
Нормативный срок освоения  5 лет
 
В МДОУ  с 01.09.2019г. воспитывается 208  воспитанников  в возрасте от 2-х до 7 лет (за счет средств бюджета).
 
Функционирует 9 групп из них:
- 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников  с ОВЗ  - тяжелыми нарушениями речи  от 4-х до 7 лет. Количество воспитанников с ОВЗ – 34 чел.
- 1 группа комбинированной направленности   (ОВЗ -тяжелые нарушения речи ) 4-5 лет. Количество воспитанников с ОВЗ -4 чел (списочный 20 чел.)
- 1 группа для воспитанников раннего возраста с 2-х до 3-х лет  – 24 человека
- 4 групп общеразвивающей направленности 
 
Принцип комплектования групп-возрастной.
 
 
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. 
Нормативный срок освоения программы до 3 х-лет.
Численность лиц обучающихся по данной программе за счет бюджета составляет 34 воспитанника.
 
Максимальный объем образовательной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения 
  Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ является забота об укреплении их здоровья.
Образовательная деятельность неизбежно сопровождается интеллектуальной, психологической и физиологической нагрузкой. С позиции гигиены детства предлагаемая в учреждении организованная образовательная детятельность и формы ее организации соответствуют его возрастным и психофизиологическим возможностям. 
 
 
Учебный план учитывает особенности контингента воспитанников и составляется на основе: - Рекомендаций программы "От рождения до школы" Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева. - Рекомендаций "Комплексной    образовательной  программы  дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет " Автор Н.В. Нищева. - СанНиП.
       
При распределении образовательной нагрузки педагогические работники   используют необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время занятий для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы. 
Организован гибкий режим пребывания воспитанника  в ДОУ. Родители (законные представители) имеют возможность присутствовать на занятиях, помогать в организации и проведении мероприятий в рамках образовательной программы.
         
Режим непрерывной образовательной деятельности воспитанников детского сада устанавливается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН).  

Режим занятий обучающихся в учреждении

                  Продолжительность непосредственной образовательной деятельности  в группе раннего возраста (2-3 года)  8-10 мин, в группе детей 3-4 года- составляет не более 15 минут, в группе детей 4-5 лет – 20 минут, в группе детей 5-6 лет -  не более 25 минут, в группе детей 6-7 лет – 30 минут. В середине занятий проводятся физкультминутки. Перерыв между каждым занятием – 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п. В течение дня чередуются разные виды деятельности детей – умственная, физическая, игровая, художественная.В группах для детей с нарушением зрения дополнительно проводятся занятия с учителем дефектологом.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет составляет 5,5 – 6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прогулки организуются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 – 4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
При организации режима пребывания детей более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 – 4 часа и дневной сон; продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2 – 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуется однократно продолжительностью не менее 3 часов.
На самостоятельную деятельность детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3 – 4 часов.
Формами двигательной деятельности детей в Учреждении являются утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика.
В объеме двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет предусматривается в организованных формах оздоровительно-воспитательная деятельность 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы Учреждения.
С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2 – 3 раза в неделю.
Длительность занятий по физическому развитию для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев составляет 6 – 8 минут, от 1 года 7 месяцев до 2 лет – 8 – 10 минут, от 2 лет 1 месяца до 3 лет – 10-15 минут.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

  • возрастная группа детей 3-4 года – 15 мин.,
  • возрастная группа  детей 4-5 лет – 20 мин.,
  • возрастная группа  детей -6 лет – 25 мин.,
  • возрастная группа детей  6-7 лет – 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5 – 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе (при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям).
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Конкретный режим посещения ребенком Учреждения устанавливается договором об образовании, заключаемом между Учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка.

Адаптированная  основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 82" 
Презентация адаптированной программы
 

Характеристика возраста и задачи развития

Детей 3-4 лет

Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности -игра. конструирование, изобразительная, литературно-художественная и др. которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой  – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
Очень важная сторона развития ребенка в 4 года – речь. Основная задача речевого развития ребенка младшего возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.
 В познавательном развитии ребенка важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности.
В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами.
Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества в этом возрасте являются несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям.
Развитие коммуникативных способностей детей 4 года жизни – это приобщение, развитие чувсва принадлежности к новой социальной группе. Через знакомство  с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, проявляются возможности сотрудничества детей.

Детей 4-5 лет

Социальная ситуация развития ребенка на 5 году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять структуру игры: сюжет, роли, игровые действия, может выстроить последовательность игровых действий и правила, но еще не может придерживаться ограничивающих правил.
Продолжается развитие продуктивных видов деятельности,  – изобразительное искусство, конструирование. аппликация. Ребенок должен выделять для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями.
На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии. Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова. Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии передавать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке.
Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте  является развитие способности к наглядному моделированию.  Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и отношения между предметами. Продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к действительности.
В области развития творческих способностей происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации.
Развитие коммуникационных способностей предполагает развитие компромисного общения. У детей появляется возможность открытого общения. В поисках компромисса при конфликтах в общении они могут договариватьсяс помощью взрослого.
В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве.

Детей 5-6лет

В старшей группе продолжается формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Дети уже обладают достаточным запасом двигательных умений, осознанно пользуются ими в своей деятельности.
По-прежнему важное место в жизни ребенка занимает игра. Ребенок может создать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилам, установленным в игре, ролевая речь достаточно четка.
Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу и намерению. К старшему возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. В конструировании дети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения.
У ребенка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни. Речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух. Формируется интонационная выразительность речи. Ребенок правильно произносит все звуки, использует сложные грамматические конструкции, грамотно использует все части речи.
В старшем возрасте расширяются коммуникативные умения, выявляется интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте ребенка волнуют важнейшие жизненные вопросы, им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы. Этим собеседником должен стать взрослый человек.
Что касается развития общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции через предоставление инициативы, развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.

Детей 6-7 лет

В подготовительной группе развитие двигательной сферы  – одна из основных характеристик достижения ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее.  Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.
Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Дети могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности.  Игра делает ребенка самостоятельной личностью.
Важный показатель развития – речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны строить краткие высказывания, хорошо владеют монологической речью, грамотно пересказывают, могут передать свои впечатления.
Общение со сверстниками остается по -прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.
Основной задачей образовательной работы остается развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Становление данных  видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка.
К семи годам у детей происходит становление высших психических функций, формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки учебной деятельности.