Старый фотоальбом
Фотография – это напоминание о прошлом, о каком-то интересном событии или обыкновенном дне, который вдруг стал, благодаря снимку из прошлого, совсем необыкновенным…Отпечатки чужих или собственных воспоминаний…Разглядывая старые фотографии, мы испытываем легкую грусть … ностальгию.
В них чувствуется особая романтика и нежность.Обращаясь к прошлому, невольно сравниваешь себя с предшественниками: чем похожи, чем отличаемся. Диалог во времени убеждает нас в том, что в жизни все изменяется и набирает силу, опираясь на прошлый опыт.
У нас в детском саду, как и в каждой семье, хранятся старые советские фотоальбомы. Они настоящие такие альбомы, в красивом твердом переплете и с толстыми картонными страницами. Старые добрые фотографии… – и нахлынут воспоминания.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей.
27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов.
Так в 1936 году было принято решение о строительстве нашего детского сада.
Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Народным Комиссариатом просвещения РСФСР были приняты новые программы и внутренний распорядок детского сада. Эти программы включали следующие разделы: общественное воспитание; физическое воспитание; игры; художественное воспитание; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие детской речи и занятия с книгой и картинкой; начатки знании о природе; развитие первоначальных математических представлений и навыков; занятия по чтению и письму.
В результате огромных достижений к 1940 г. была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.
Наш детский сад в эти годы посещало 60 воспитанников.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.
В годы войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию.
Большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей.
В комитете внутренних дел Ярославской области был организован спецотдел военной цензуры. Дети сотрудников этого отдела пополнили группы нашего детского сада.
В эти тяжелые годы страна заботилась об охране и восстановлении здоровья детей.
В 1943 г. было принято постановление о создании специальных санаторных детских садов, в которых дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью, вся работа таких садов строилась в соответствии с состоянием здоровья детей. Многие дети, нуждающиеся в оздоровлении, вывозились на дачи, где были очень хорошие условия.
Воспитанники нашего сада отдыхали на откупленной даче купца Сорокина
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР “О мероприятиях по расширению сети детских учреждений.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
Так наш детский сад был реконструирован силами военнопленных немецких солдат. Это позволило увеличить количество мест до 180.
В эти годы в дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.
В послевоенные годы обучение в школе стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов — 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей.
На этом снимке фотограф запечатлел спортивный праздник на даче. (1954г).
А это физкультурное занятие на даче. (1944-1946гг.)
В 50-е годы началось создание единых комплексных детских учреждений, в которых могли воспитываться дети ясельного и дошкольного возраста.
Вот на этой фотографии воспитанники нашего детского сада на прогулке в Бутусовском парке.
А это занятие по ознакомлению с природой.
В 1960 г. вышло «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет.
Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР на Академию педагогических наук РСФСР была возложена задача, разработать совместно с Академией медицинских наук СССР единую программу воспитания детей дошкольного возраста.
«Программа воспитания в детском саду» разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе.
«Программа воспитания в детском саду» разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе.
С каждым годом все больше детей приходят в первые классы из дошкольных учреждений. В крупных городах первоклассники — бывшие воспитанники детских садов составляют 60—70%.
Деятельность государства по увеличению числа дошкольных учреждений привело УВД по Ярославской области к принятию решения о строительстве второго здания детского сада в 1965-1966 годах.
В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней были обозначены четыре основных принципа: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Физкультурное занятие в подготовительной группе.
А на этой фотографии еще молоденькая воспитательница
А это знаменитая вокальная группа «Вдохновение» созданная в 1980 году.
Неоднократный победитель и лауреат различных конкурсов.
В 2008 году ярославский поэт Евгений Гусев посвятил нашему творческому коллективу стихотворение.
Последние 25 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные виды дошкольных учреждений.
ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному.
Основными задачами дошкольного учреждения в России 21 века являются:
-
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
-
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
-
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
-
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Воспоминания о праздниках, играх и игрушках или о ………
Новый год всегда был самым любимым праздником: и в детстве, и сейчас. Свойственно этому празднику какое-то ощущение чуда. Сейчас оно, это ощущение, стало гораздо слабее, а в детстве… Да вы, наверно, и сами помните?
Зеленая красавица! Ель была самая настоящая привезенная из леса. Детскому саду из гаража Управления внутренних дел выделялась машина, и завхоз вместе с заведующей ездили в Тутаевский район в лесничество за елью.
Костюмы шили сами из подручных материалов. Мальчикам было легче всего стать зайчиками: к темным шортикам и белым рубашечкам добавлялись длинные ушки из картона обтянутого белой тканью — и зайчик готов. Поэтому на каждом новогоднем утреннике было много-много зайцев. Девочки, как правило, были снежинками: на белые платьица нашивались блестки, новогодняя блестящая мишура, делалась корона, которая тоже украшалась.
Всматриваясь в старые фотографии интересно отметить, что под елочку ставились игрушки не всегда новогоднего значения. Вот, например, в год полета человека в космос под елкой «наблюдала» за праздником кукла-космонавт.
А ещё, мы звали Деда Мороза и все до единого свято верили, что он настоящий!
Это сейчас спустя 35 лет мы знаем, что борода у него была из ваты, а нос из папье-маше. Единственное, что мы недоумевали в те далёкие годы, почему дед не тает в теплом помещении…
А подарки помните? В 50-60 –е упакованные в простые бумажные пакеты, конфеты с такими любимыми, но дефицитными мандаринами.
В 70-е – синяя цветная бумага, украшенная рисунками с изображением героев мультфильмов и сказок.
Подарки получали все советские дети без исключения. Подарки тоже были без исключения одинаковыми.
А песня «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…», слова которой более 130 лет так старательно выводят и дети 21 века.
А вот на фотографии запечатлен праздник «День Советской Армии и Военно-морского флота».
А вот праздник «Выпуск в школу». Воспитатель Кремнева Светлана Павловна (1977г).
В детском саду Светлана Павловна работает уже 41 год!
А утренняя гимнастика на свежем воздухе летом, на даче! Помните….!
Каждый из нас может похвастаться любимыми игрушками своего детства.
Наверное, они были и не такими красочными и разнообразными, какими являются игрушки сегодня, но они были такими близкими душе и такими родными.
Неваляшки с бубенцами внутри, механические цыплята и лягушата с ключиком, пупсы, не имеющих половых признаков.
Были большие красивые куклы в национальных нарядах. А еще щекастые куклы с резиновыми лицами и длинными волосами, правда не совсем того цвета, который присущ настоящим волосам. Куклы говорили «Маааа», если их наклонить. И плюшевые мишки, деревянные лошадки-качалки с народным орнаментом.
А знаменитый конструктор Поликарпова! Правда в наше детство мы не знали, что у конструктора есть фамилия, он просто нам нравился и всё….
А вспомните игру в капитанов и матросов! Вот было здорово! Пара брусков строителя и корабль готов. Правда корабль находился в своем истинном виде недолго, поскольку няня каждый раз заставляла его разбирать т.к. требовалось место для установки раскладушек для «тихого часа».
А еще были занятия по конструированию. Правда конструирование ограничивалось конкретной постройкой, которая водружалась на столе воспитателя, а детям непременно надо было построить такую же. Да, место для фантазии на таких занятиях, увы, было немного.
Если рассмотреть все фотографии, то можно заметить, что за жизнью дошколят пристально наблюдали главные дедушки страны, до 53 года товарищ Сталин, а позже дедушка Ленин, портреты, которых находились в каждой группе.
Сколько бы времени не прошло, но фотографии - те, что вне пропаганды и политики, несут в себе заряд доброго и светлого, вкус и воспоминания счастливого детства, надежды на чистое и прекрасное будущее!