Старый фотоальбом
Фотография – это напоминание о прошлом, о каком-то интересном событии или обыкновенном дне, который вдруг стал, благодаря снимку из прошлого, совсем необыкновенным…Отпечатки чужих или собственных воспоминаний…Разглядывая старые фотографии, мы испытываем легкую грусть … ностальгию.
В них чувствуется особая романтика и нежность.Обращаясь к прошлому, невольно сравниваешь себя с предшественниками: чем похожи, чем отличаемся. Диалог во времени убеждает нас в том, что в жизни все изменяется и набирает силу, опираясь на прошлый опыт.
У нас в детском саду, как и в каждой семье, хранятся старые советские фотоальбомы. Они настоящие такие альбомы, в красивом твердом переплете и с толстыми картонными страницами. Старые добрые фотографии… – и нахлынут воспоминания.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей.
27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов.
Так в 1936 году было принято решение о строительстве нашего детского сада.
Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Народным Комиссариатом просвещения РСФСР были приняты новые программы и внутренний распорядок детского сада. Эти программы включали следующие разделы: общественное воспитание; физическое воспитание; игры; художественное воспитание; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие детской речи и занятия с книгой и картинкой; начатки знании о природе; развитие первоначальных математических представлений и навыков; занятия по чтению и письму.
В результате огромных достижений к 1940 г. была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.
Наш детский сад в эти годы посещало 60 воспитанников.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.
В годы войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию.
Большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей.
В комитете внутренних дел Ярославской области был организован спецотдел военной цензуры. Дети сотрудников этого отдела пополнили группы нашего детского сада.
В эти тяжелые годы страна заботилась об охране и восстановлении здоровья детей.
В 1943 г. было принято постановление о создании специальных санаторных детских садов, в которых дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью, вся работа таких садов строилась в соответствии с состоянием здоровья детей. Многие дети, нуждающиеся в оздоровлении, вывозились на дачи, где были очень хорошие условия.
Воспитанники нашего сада отдыхали на откупленной даче купца Сорокина
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР “О мероприятиях по расширению сети детских учреждений.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
Так наш детский сад был реконструирован силами военнопленных немецких солдат. Это позволило увеличить количество мест до 180.
В эти годы в дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.
В послевоенные годы обучение в школе стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов — 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей.
На этом снимке фотограф запечатлел спортивный праздник на даче. (1954г).
А это физкультурное занятие на даче. (1944-1946гг.)
В 50-е годы началось создание единых комплексных детских учреждений, в которых могли воспитываться дети ясельного и дошкольного возраста.
Вот на этой фотографии воспитанники нашего детского сада на прогулке в Бутусовском парке.
А это занятие по ознакомлению с природой.
![](images/ug_prirodi_w500_h315.jpg)
В 1960 г. вышло «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет.
Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР на Академию педагогических наук РСФСР была возложена задача, разработать совместно с Академией медицинских наук СССР единую программу воспитания детей дошкольного возраста.
«Программа воспитания в детском саду» разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе.
«Программа воспитания в детском саду» разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе.
С каждым годом все больше детей приходят в первые классы из дошкольных учреждений. В крупных городах первоклассники — бывшие воспитанники детских садов составляют 60—70%.
Деятельность государства по увеличению числа дошкольных учреждений привело УВД по Ярославской области к принятию решения о строительстве второго здания детского сада в 1965-1966 годах.
![](images/devochki_w500_h311.jpg)
В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней были обозначены четыре основных принципа: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
![](images/fizra_w500_h381.jpg)
Физкультурное занятие в подготовительной группе.
![](images/ruch_trud_w500_h444.jpg)
А на этой фотографии еще молоденькая воспитательница
А это знаменитая вокальная группа «Вдохновение» созданная в 1980 году.
![](images/hor_w500_h322.jpg)
Неоднократный победитель и лауреат различных конкурсов.
![](images/ilin_w500_h295.jpg)
В 2008 году ярославский поэт Евгений Гусев посвятил нашему творческому коллективу стихотворение.
![](images/gusev_w500_h368.jpg)
Последние 25 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные виды дошкольных учреждений.
ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному.
Основными задачами дошкольного учреждения в России 21 века являются:
-
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
-
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
-
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
-
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Воспоминания о праздниках, играх и игрушках или о ………
Новый год всегда был самым любимым праздником: и в детстве, и сейчас. Свойственно этому празднику какое-то ощущение чуда. Сейчас оно, это ощущение, стало гораздо слабее, а в детстве… Да вы, наверно, и сами помните?
Зеленая красавица! Ель была самая настоящая привезенная из леса. Детскому саду из гаража Управления внутренних дел выделялась машина, и завхоз вместе с заведующей ездили в Тутаевский район в лесничество за елью.
![](images/nov_god_w500_h334.jpg)
Костюмы шили сами из подручных материалов. Мальчикам было легче всего стать зайчиками: к темным шортикам и белым рубашечкам добавлялись длинные ушки из картона обтянутого белой тканью — и зайчик готов. Поэтому на каждом новогоднем утреннике было много-много зайцев. Девочки, как правило, были снежинками: на белые платьица нашивались блестки, новогодняя блестящая мишура, делалась корона, которая тоже украшалась.
Всматриваясь в старые фотографии интересно отметить, что под елочку ставились игрушки не всегда новогоднего значения. Вот, например, в год полета человека в космос под елкой «наблюдала» за праздником кукла-космонавт.
![](images/elka_w500_h314.jpg)
А ещё, мы звали Деда Мороза и все до единого свято верили, что он настоящий!
![](images/elka_1_w500_h322.jpg)
Это сейчас спустя 35 лет мы знаем, что борода у него была из ваты, а нос из папье-маше. Единственное, что мы недоумевали в те далёкие годы, почему дед не тает в теплом помещении…
![](images/elka_2_w300_h453.jpg)
А подарки помните? В 50-60 –е упакованные в простые бумажные пакеты, конфеты с такими любимыми, но дефицитными мандаринами.
В 70-е – синяя цветная бумага, украшенная рисунками с изображением героев мультфильмов и сказок.
Подарки получали все советские дети без исключения. Подарки тоже были без исключения одинаковыми.
А песня «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…», слова которой более 130 лет так старательно выводят и дети 21 века.
А вот на фотографии запечатлен праздник «День Советской Армии и Военно-морского флота».
![](images/23_w500_h358.jpg)
А вот праздник «Выпуск в школу». Воспитатель Кремнева Светлана Павловна (1977г).
В детском саду Светлана Павловна работает уже 41 год!
![](images/40_w300_h401.jpg)
А утренняя гимнастика на свежем воздухе летом, на даче! Помните….!
![](images/zaryadka_w500_h328.jpg)
Каждый из нас может похвастаться любимыми игрушками своего детства.
Наверное, они были и не такими красочными и разнообразными, какими являются игрушки сегодня, но они были такими близкими душе и такими родными.
Неваляшки с бубенцами внутри, механические цыплята и лягушата с ключиком, пупсы, не имеющих половых признаков.
Были большие красивые куклы в национальных нарядах. А еще щекастые куклы с резиновыми лицами и длинными волосами, правда не совсем того цвета, который присущ настоящим волосам. Куклы говорили «Маааа», если их наклонить. И плюшевые мишки, деревянные лошадки-качалки с народным орнаментом.
![](images/kon_w300_h333.jpg)
А знаменитый конструктор Поликарпова! Правда в наше детство мы не знали, что у конструктора есть фамилия, он просто нам нравился и всё….
![](images/konstr_w300_h316.jpg)
А вспомните игру в капитанов и матросов! Вот было здорово! Пара брусков строителя и корабль готов. Правда корабль находился в своем истинном виде недолго, поскольку няня каждый раз заставляла его разбирать т.к. требовалось место для установки раскладушек для «тихого часа».
![](images/korabl_w500_h435.jpg)
А еще были занятия по конструированию. Правда конструирование ограничивалось конкретной постройкой, которая водружалась на столе воспитателя, а детям непременно надо было построить такую же. Да, место для фантазии на таких занятиях, увы, было немного.
![](images/zan_1_w500_h318.jpg)
Если рассмотреть все фотографии, то можно заметить, что за жизнью дошколят пристально наблюдали главные дедушки страны, до 53 года товарищ Сталин, а позже дедушка Ленин, портреты, которых находились в каждой группе.
![](images/stalin_w500_h368.jpg)
Сколько бы времени не прошло, но фотографии - те, что вне пропаганды и политики, несут в себе заряд доброго и светлого, вкус и воспоминания счастливого детства, надежды на чистое и прекрасное будущее!