Страница обновлена 13.07.2017

За знаниями — по миру. Дошкольное образование в Китае.

           Китай сегодня привлекает все больше и больше внимания политологов и экономистов.
Темпы экономического развития этой страны одни из самых высоких в мире.
А что же китайское дошкольное образование?
Оно сильно отличается от европейских и американских моделей и до сих пор сохраняет черты авторитарного отношения к ребенку.
 
     Детские сады в Китае государственные, ведомственные и частные. Удельный вес последних в системе образования республики постоянно увеличивается, способствует этому рост рыночной экономики. Государство поощряет предприятия, общественные организации и частных лиц, берущих на себя ответственность за воспитание и образование будущего страны.
 
        Независимо от формы собственности во всех детских садах система воспитания и образования ребенка следует принципу сочетания воспитания с физическим развитием, главная цель – с юных лет обеспечить гармоничное развитие ребенка. Основное средство воспитания – игра. Главное требование к условиям, создаваемым в дошкольном учреждении, обеспечение максимального развития ребенка, возможность проявить способности и показать себя.
 
       При единообразном подходе к образованию и воспитанию дошкольников у государственных и негосударственных образовательных учреждений есть некоторые различия. В государственных детских садах детей приучают к труду, готовят к школе, обходясь минимумом эстетических впечатлений и познаний в области культуры.
В частных детских садах больше внимание уделяют культурному и эстетическому развитию детей, за что родителям приходится дополнительно платить. В среднем оплата за полугодие обходится родителям в 6500 юаней. В государственном детском саду плата составляет от 2500 юаней и 200 юаней за дополнительные занятия (танцы, ролики, рисование).
 
Рабочий день в китайском детском саду
 
         В Китае детские сады довольно большие. В среднем в детских садах по 270 детей и 60 взрослых. В группе 26 человек. Часть детей посещает дошкольные учреждения только днем (с 8.00 до 18.00, прием детей начинается в 7.45) и уходит домой; часть (5%) остается на ночь; родители забирают их только в среду и субботу.
 
В понедельник утром медсестра проверяет, здоровы ли дети.
Во дворе звучит маршевая музыка, детям предлагают завтрак, который готовят здесь же, в садовской кухне.
Дети одеты ярко, у девочек в волосах красные и розовые бантики, некоторые мальчики одеты в военную форму.
В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, календарь, китайский алфавит, картина. Стены и потолок серого цвета.
 
Помещение невсегда отапливается, и дети находятся в помещении в той же одежде, что на улице.
В группе обычно работают два воспитателя и помощник воспитателя.
 
В 8.30 начинаются зарядка и ритмика, дети поют и танцуют. Затем они садятся за парты, им раздают деревянные наборные кубики в коробках. Там же лежит картинка-инструкция — что нужно построить из кубиков. Детям нужно поднять руку, когда они закончили выполнять задание. Тех, кто допускает ошибки, поправляют. Тем, кто справился, предлагают еще раз сделать то же самое или выполнить другое задание. Когда все дети закончат упражнение, дежурные собирают коробки и ставят их в шкаф, а остальные наблюдают за ними.
 
В 10.00 все вместе идут в туалет, а потом моют руки.
Затем на улице дети играют в организованные игры, которые им нравятся; дети смеются и разговаривают, некоторые мальчики состязаются между собой, используя приемы традиционной борьбы.

 
В 10.45 детям из ночной группы пора мыться, они берут чистую одежду с полочек в спальне и купаются (по трое-четверо) в больших ваннах. Вытершись и одевшись, переходят в групповую комнату, где садятся на свои места. Со всеми этими делами дети могут справляться почти самостоятельно. Затем они занимаются математикой, учатся складывать и вычитать, каждый отвечает сам хотя бы раз. Многие устные задания выполняются хором.
 
Затем наступает время обеда, который приносят в группу с кухни. Дежурные помогают взрослым. Дети выходят на улицу, моют руки и возвращаются. На обед подают соевые бобы, овощи, свинину, булочку и стакан кипяченой воды. Напоминают, что есть нужно тихо, еду не крошить, сосредоточиться на еде, как на учебе. Детей уговаривают доедать все до конца. Кто хочет, может взять добавку, но должен съесть все. Дежурные собирают пустую посуду, дети вытирают столы. 
 
Наступает время сна. В спальне дети полощут рот водой (каждый из своей чашки) и вытирают лицо (каждый своим полотенцем).
Затем дети аккуратно раздеваются до трусов и маек и ложатся в свои кровати. Тихий час продолжается с 12.00 до 14.30, хотя мало кто из детей спит так долго. В это время взрослые едят, выполняют «бумажную» работу и отдыхают в соседней комнате.
 
После сна дети идут в туалет, умываются, полощут рот.
 
На полдник им дают печенье и порошковое молоко. Вернувшись в групповую комнату, дети повторяют хором за воспитательницей патриотический рассказ по картинкам. Затем они играют на улице в подвижную игру по правилам.
 
В 17.00, после посещения туалета, поют песню с движениями, а потом ужинают (мясо с рисом и овощами). В 18.00 дети слушают пластинки. В 19.30 они идут в спальню, полощут рот, ложатся спать, около 20.00 засыпают.
 
 
Китайский взгляд на воспитание
 
        Китай — перенаселенная страна.
Китайское государство совсем недавно проводило  жесткую политику в области регулирования рождаемости: семье, за редким исключением, разрешалось иметь не больше одного ребенка.
Ограничение на количество детей в семье сказалось и на отношении родителей к ребенку. В китайских семьях о единственном ребенке очень заботятся, балуют его, стараются дать хорошее образование.
 
        Дошкольное образование считается важной «прививкой» против детского эгоизма. В Китае считают, что научиться регулировать свои желания, подчинять их ритму группы полезно и правильно. Группа только тогда группа, когда в ней есть дисциплина и порядок. Воспитатели очень хорошо знают об индивидуальных различиях между детьми, но не считают их врожденными.
 
     В детском саду не допускаются драки, плохое поведение, избалованность, отказ подчиниться требованию старшего. Плохое поведение пресекается в самом начале, при первых его признаках, например, если воспитатель услышал детский шепот или увидел, что дети ерзают. В ссоры детей надо вмешиваться сразу, не давая им разгореться.
Если ребенок плохо себя ведет, воспитатель должен подойти к нему и показать, что он это заметил. После того как ребенок поймет, в чем он провинился, воспитатель называет его по имени.
       
     Шлепать детей или выводить их из комнаты не разрешается, наказания отсутствуют.
Зато эффективный путь регулирования поведения — это сравнение и поощрение. Воспитатели задают детям вопросы о поведении: правильно ли так делать? Почему неправильно? Что нужно сделать, чтобы было правильно? Кто поступает правильно? Дети должны внимательно слушать слова и запомнить правильный пример. Любое проявление непослушания осуждается — иначе ребенок решит, что его принимают таким, какой он есть, и сохранит плохой характер на всю жизнь. Согласно учению великого китайского философа Конфуция, дети не рождаются с правильным поведением: их характер формируется в опыте, а учитель ответствен за воспитание самоограничения и правильного поведения.

 
         Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать.
Воспитатели должны уметь предугадывать возможные эксцессы. Поэтому они очень тщательно готовятся к рабочему дню. Главная задача — загрузить детей, полностью их занять. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается бесцельным.

 
          Китайскую систему дошкольного воспитания критикуют за суровость, косность, сверхзарегулированность. Воспитатели слишком ограничивают и контролируют поведение детей, слишком регламентируют их игру. Дети на занятиях пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине. Но родители считают, что воспитатели — образованные профессионалы, не имеющие эмоциональной зависимости от детей, и воспитают их лучше, чем родители.
Они верят: что хорошо для Китая, хорошо и для детей. Представления о пользе государства превалируют над частными интересами. И личные способности человека должны быть подчинены требованиям государства.
К примеру, развитие музыкальных способностей считается залогом развития других способностей. Но дети, выступающие перед гостями, не демонстрируют себя, а делают благо для школы или детского сада. Такие ценности, как упорство и трудолюбие, относятся к традиционным.
 
доктор педагогических наук Лариса Парамонова и доктор педагогических наук Екатерина Протасова.