×
Меню сайта
Воспитание мальчиков XXI века. Особенности воспитания мальчиков
 
Если мы хотим привить нашим мальчикам — представителям поколения, теперь вступающего в жизнь, — осознание своей значимости и веры в себя и в свою цель на земле, то, будучи родителями, просто обязаны привить им кое-какие основополагающие мысли. И сделать так, чтобы они это твердо усвоили. При этом вовсе не обязательно пытаться повернуть время вспять и стараться повторить тот путь, который когда-то прошли мы сами. Нет, ради своих детей мы должны задействовать то, что уже возникло и утвердилось к этому моменту в нашей культуре, но при этом защитить их от всего грубого, жестокого и грязного.
 
Мы должны предложить детям свои глаза и уши, чтобы они увидели, какая перспектива открывается перед ними, но в то же время установить определенные рамки, пока они сами еще не научились отличать добро от зла и не обрели достаточную духовную стойкость, чтобы не поддаваться искушению отступить от принципов высокой морали.
 
В воспитании мальчиков есть одна удивительная и даже магическая особенность. Конечно, каждый родитель понимает, что у мальчиков совсем другой характер и поведение, чем у девочек. Выходя поиграть на площадку перед домом, они тут же начинают придумывать шумные динамичные игры, лазить по деревьям и затевать шуточные баталии. Им нравится двигаться, проявлять героизм, бороться, показывать свою физическую силу, но в то же время они любят играть в команде.
 
Мальчишки очень любознательны, постоянно во все лезут, затевают какие-то авантюры, что в большинстве случаев сопровождается поистине могучим выбросом энергии. В нашем урбанистическом обществе эта неуемная энергия часто вызывает у родителей настоящую головную боль.
Хотя во многих аспектах современный мир существенно отличается от того, в котором люди жили в прошлом, есть множество никогда не меняющихся нюансов. Во-первых, мальчиков нужно воспитывать не так, как девочек. Конечно, я говорю не об основах — о том, что касается их характера и поведения; я имею в виду другое — вследствие уникального внутреннего гормонального «механизма» мальчишки создают для своих родителей совсем другие проблемы, нежели те, что возникают с девочками. Эти биологически запрограммированные различия в наше время полностью исследованы, и нас заверяют, что тенденция к физическому, а не вербальному самовыражению, которую родители мальчиков могут наблюдать изо дня в день на протяжении всего периода их взросления, в действительности коренится в их физиологии.
Например, мальчик с большей вероятностью, чем девочка, может кого-то ударить, оскорбить, употреблять в речи нецензурные слова или стараться еще как-нибудь проявить себя перед другими. Причем для него это вполне естественная форма общения. Конечно, не следует забывать, что агрессия и преступное насильственное действие — далеко не одно и то же».
 
Природная импульсивность, которую обычно проявляют мальчики, кроется в их физиологии. Более низкий уровень серотонина в мозге у мальчика — вещества, успокаивающего нервную систему, — подтверждает тот факт, что мальчики в меньшей степени способны контролировать свои порывы, чем девочки. А это, в свою очередь, означает, что мальчики нуждаются в том, чтобы кто-то со стороны четко определил для них границы дозволенного и достаточно жестко поддерживал порядок. Мы должны помочь им научиться согласовывать эти природные, естественные порывы с тем фактом, что они живут в обществе, где недозволенные действия влекут за собой соответству­ющие последствия. Для нас, родителей, это означает, что мы должны проявлять терпение, твердость, последовательность в своих действиях и постоянство в чувствах — и так до тех пор, пока ребенок не научится контролировать свои поступки и не достигнет того состояния психологи­ческой зрелости, когда наше вмешательство станет уже ненужным. 
Но сейчас, с самого начала, мне хотелось бы указать и на другую сторону этой проблемы — ведь склонность к импульсивным и решительным поступкам, доставляющая вам столько неприятностей, когда проявляется в маленьком ребенке, со временем может стать тем качеством, которым вы больше всего будете гордиться в своих взрослых сыновьях. Человек, способный спуститься по отвесной скале, чтобы с риском для жизни кого-нибудь спасти, так же как и тот, кто приносит пользу человечеству, прокладывая дороги, излечивая больных, обучая и тренируя спортсменов, может обладать этими качествами в результате ваших усилий в деле воспитания как родителя.
 
Когда воспитываешь мальчиков, необходимо подключить к этому процессу всю свою изобретательность. Они могут научить нас чему-то такому, о чем раньше мы даже не имели представления. Они исследуют окружающий мир своим особым, мальчишеским способом. Но если показать мальчику, что вы его понимаете, и оказать ему эмоциональную поддержку, то вы заметите, как быстро на первый план выступят его лучшие мужские качества: верность, решительность, стоицизм, трудолюбие, понимание, бесстрашие, твердость. И вы будете гордиться тем, что можете назвать этого человека своим сыном.
Многим родителям кажется, что, оберегая своих мальчиков от игр с элементами драки, они тем самым подавляют в них зачатки будущего асоциального поведения. Но многие исследователи утверждают, что все обстоит как раз наоборот: те мальчики, которым в детстве не позволяли получать удовольствие от буйных (но при этом безопасных) физических игр, потом все время будут стараться самоутвердиться какими-то другими способами.
 
Да, мальчики очень восприимчивы к жестокости и насилию, особенно если мы сами допускаем, чтобы все это проникало в наши дома через телевидение, или оказываемся не в состоянии контролировать те хулиганские или чрезмерно жестокие игры, в которые ребенок играет на своем компьютере.
Но вместе с тем мы не должны допускать путаницы в этих простейших вопросах и принимать игру за проявление склонности к насилию, если наш маленький ребенок бегает на лужайке перед домом с самодельным мечом или другими атрибутами потешных игровых баталий.
 
Еще с незапамятных времен Робин Гуда «хорошие парни» всегда побеждали в борьбе с «плохишами», тем самым предоставляя мальчикам возможность пофантазировать: представить, как они защищают родной дом от злодеев или злобных чудовищ.
Из-за быстрого темпа изменений, через которые прошло человечество за последние несколько десятилетий, многие исследователи приходят к выводу, что сейчас имеют место серьезные трудности в области взаимопонимания между нами и нашими детьми. Теперь дети гораздо лучше нас разбираются в том, как запрограммировать компьютер, но в то же время не знают, как поставить палатку в лесу.
Роберт Д. Стром, доктор философии из Университета штата Аризона, профессор психологии в области образования, семьи и проблем развития личности, приходит к выводу, что возникшая между поколениями пропасть день ото дня стремительно расширяется, особенно когда речь идет о детях и людях уже пожилого возраста.
 
«Когда современные пожилые люди были детьми, — объясняет Стром, — мир менялся значительно медленнее. Поэтому в те дни отец имел все основания сказать своему сыну: "Я знаю жизнь, так что позволь мне указать тебе, что происходит сейчас и во что это выльется потом. Когда я был в твоем возрасте…" Из-за того что изменения в жизни происходили довольно медленно, дети могли представить себе свое будущее, день за днем наблюдая за жизнью своих родителей, бабушек и дедушек». 
Но по мере развития технологий, которые используются в нашем обществе, ситуация коренным образом меняется. Это приводит к тому, что меняется и само общество. Поэтому, как пишет Стром, «…поколения дедушек, родителей и детей имеют все меньше и меньше точек соприкосновения».
 
В настоящее время дети зачастую проходят через такие испытания, которых их родители в свое время не могли себе даже представить. Поэтому Стром считает, что «…традиционную фразу, которую взрослый говорит ребенку: "Ты еще слишком мал, чтобы это понять", часто можно было бы заменить на обратную. В наши дни существуют вещи, которых взрослые не знают, потому что "слишком стары" для этого, и воспоминания из их собственного детства зачастую теряют свое значение как основы для советов и поучений».
 
Но, несмотря на все эти перемены и трудности, мне хотелось бы указать родителям на то, что их труд на ниве воспитания по-прежнему остается очень важным и совершенно незаменимым. У нас есть средства, чтобы передать нашу любовь и чувство ответственности нашим детям — представителям вступающего в мир поколения, которые, как бы там ни было, в первую очередь должны научиться не только брать, но и давать, защищать слабых, создавать команды, обеспечивать все необходимое для своих близких и показывать пример высокоморального поведения. Гораздо мудрее — стараться правильно воспитать мальчика, вместо того чтобы потом пытаться перевоспитывать уже сформировавшегося молодого человека. У нас есть такая возможность — единственная в своем роде и весьма непродолжительная. Так давайте же попробуем воспользоваться ею наилучшим образом.
 
Это установленный факт: если вы не приложите достаточно усилий для развития своего ребенка в тот период, когда он еще маленький, позже вам все равно придется вернуться к этому, но в гораздо более сложных условиях.
Это означает, что вы должны уделить ребенку дополнительное время (и не просто мимоходом, несколько минут, а определенный час или два, когда вы будете заниматься только им) и одновременно установить для него строгие ограничения, показывая, однако, что он — личность, которую вы цените. Для такого воздействия больше всего подходит (если, конечно, это возможно) представитель мужского пола. Устанавливая жесткие ограничения, вы одновременно должны показать ребенку какую-нибудь стратегию относительно того, как бороться со своими эмоциями, указав на последствия, которые с логической последовательностью вызовут его поступки. В то же время необходимо уделить внимание установлению с ним душевной связи.
 
Мы не должны успокаиваться малыми достижениями. Нужно стремиться к тому, чтобы у наших мальчиков дела постоянно шли наилучшим образом. Помогите своему сынишке понять, что он, как личность, значительно лучше, чем говорит об этом сейчас его поведение, и что, повзрослев, он не обманет ваши ожидания и мечты.
 
Вашему сыну необходимо постоянно слышать от вас, его родителей, эти самые главные слова: «Ты добьешься всего, чего захочешь!» Поэтому, если у него возникнут какие-либо проблемы, окажите сыну поддержку, просто передав короткое сообщение: «Ты добьешься всего, чего захочешь».
 
Если ваш сын приходит домой расстроенный после какой-нибудь спортивной игры, в которой он не смог выступить так хорошо, как ему хотелось бы, и его команда проиграла, скажите ему: «Не принимай то, что произошло, близко к сердцу, это всего лишь игра». Или возбудите в сыне дух сопротивления, утверждая, что со временем он сможет исправить свою ошибку, если будет упорнее тренироваться: «Ну ничего, ведь твои показатели становятся лучше. А плохие дни бывают у каждого из нас. Если ты будешь больше тренироваться, то со временем обретешь полную уверенность в себе. Запомни: ошибки и поражения — это обычные составляющие нашей жизни. Только так и можно чему-то научиться. Вот когда ты до конца осознаешь это, то сможешь действительно стать чемпио­ном. Ты добьешься всего, чего захочешь!»
Неудачи и поражения в большинстве случаев могут стать катализатором для роста и конечного успеха. В книге «Воспитывайте детей так, как планировали» («Raising Children at Promise») доктор Тимоти Стюарт рассказывает, как однажды он пришел в одну из американских средних школ, расположенную в районе, где царило за­пустение и где жили одни бедняки и полукриминальные элементы, и как ему удалось кардинальным образом изменить положение в школе, превратив ее в одну из лучших в стране.
 
Доктор Стюарт составил список из семи наиболее характерных моментов, которые, по его убеждению, создают для ребенка перспективу и призвание.
■ Настойчивость.
■ Ответственность за каждый поступок.
■ Оптимизм.
■ Мотивация через сопричастность.
■ Честность.
■ Служение.
■ Вовлеченность в общую игру.
 
Стюарт учит своих подопечных не принимать те ярлыки, которые на них навешивают на основании подсчета «плюсов» и «минусов», и всегда идти своим путем. Он считает, что любые неудачи могут служить катализатором для укрепления характера ребенка, и единственное, что необходимо, — это хороший наставник. В такие тяжелые моменты доверие и забота, проявленные взрослым, помогут ребенку не только преодолеть трудности и извлечь из них полезный урок, но и использовать их в качестве краеугольного камня для формирования характера.