Занятия с учителем- логопедом Морозовой Ириной Николаевной
25.05.-29.05.2020г. Занятие Лексическая тема: "Цветы"
I.1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.
2. Уточните, как называются первые весенние цветы.
"Мать-и-мачеха"
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках
Круглые комочки.
"Ландыш"
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
"Одуванчик"
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.
4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе. Смотри
5. Упражнение "Учим названия цветов" Смотри
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один одуванчик, 2 …, 3 …, …
Один ландыш, 2 …, 3 …, …
Одна незабудка, 2 …, 3 …, …
Одна мать-и-мачеха, 2 …, 3 …, …
6. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой?) …
Незабудки (какие?) …
Мать-и-мачеха (какая?) …
Ландыш (какой?) …
7. Упражнение "Какой запах?" -учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Пахнет ландышами -запах (какой?) ландышевый.
Пахнет одуванчиками -запах (какой?) …
Пахнет незабудками -запах (какой?) …
Пахнет мать-мачехой -запах (какой?) …
8. Упражнение "Чем пахнет в воздухе?" на употребление существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.
В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
И так далее.
9. Упражнение "Один -много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Одна незабудка -много незабудок.
Один ландыш -много …
Один одуванчик -много …
Одна мать-и-мачеха -много…
10. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении.
"Цветы"
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
11. Развитие мелкой моторики.
а) Упражнения для пальчиков.
Наши алые цветы распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (плавно опустить их на стол)
б) Нарисовать любые первоцветы (можно сделать аппликацию).
II. Работа в домашней логопедической тетради Н.Е. Теремковой №4 ст. 17-19 Тема: “Цветы”
III. Автоматизация поставленных звуков в речи
13.05.-22.05.2020г. Занятие Лексическая тема: "Насекомые"
1. Артикуляционные упражнения см. Комплекс статических и динамических подготовительных упражнений.
2. Также работа в тетради Н.Э. Теремковой Логопедические домашние задания для детей № 4. Тема "Насекомые" стр. 24-28.
Детская энциклопедия "Тайная жизнь насекомых" смотреть
Развивающий мультик "Насекомые" смотреть
Задание 1. Игра «Четвертый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, паук, муха, комар.
Муха, моль, пчела, гусеница.
Задание 2. «Сосчитай» – Один – три – пять.
Один комар, три комара, пять комаров.
Один муравей, три муравей, пять муравьев.
Один кузнечик,…
Один таракан,…
Один клоп, …
Одна муха,…
Одна стрекоза,…
Один червяк,….
Одна оса,…
Задание 3. Игра «Насекомые – великаны»
Не паук, а паучище.
Не муравей, а муравьище.
Не кузнечик, а…
Не таракан, а…
Не стрекоза, а …
Не оса, а …
Не шмель, а …
Не жук, а…
Не улитка, а …
Задание 4. Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …?
У таракана длинные усы – его называют…?
У паука мохнатые лапы – его называют …?
Задание 5. Игра «Чей?»
У комара писк – комариный
У пчелы мед – …
У муравья лапка – …
У шмеля жужжание – …
У таракана усы – …
У паука паутина – …
Задание 6. Составь предложение из слов:
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
Задание 7. Отгадай загадки.
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
15.04.2020г. Занятие Тема "Рыбки"
Задание 1.
-рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
-обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
-ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
-рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
-прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; слушай
-рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) — ....
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — ... , плавник — ... , туловище — ....
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню… (отплыла, подплыла). Рыбка от берега… (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку… (вплыла, переплыла).
Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение.
"Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать".
Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу.
Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками.
Задание 14. Работа в тетради Н.Э. Теремковой Логопедические домашние задания № 4 страницы 12-16, тема “Рыбы”.
08.04.2020г. Занятие Тема "Космос"
Домашнее задание по лексической теме: «Космос»
Артикуляционная гимнастика.
Рекомендации
1. Заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно.
2. Каждое упражнение делать несколько раз.
3.Упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык.
4. Все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно.
5. Если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть.
1.1. Улыбка – Трубочка.
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
1.2. Лопаточка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удержать под счет до 5-10 секунд.
1.3. Часики.
Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
1.4. Качели.
Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы
1.5. Чистим зубки.
Описание: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
1.6. Чашечка.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик и боковые края языка).
1.7. Маляр.
Описание: губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
1.8. Лошадка.
Описание: вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ языком (как цокают копытами лошадки).
1.9. Грибок.
Описание: улыбнуться, поцокатъ языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.
1.10. Вкусное варенье.
Описание: улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
1.11. Горочка.
Описание: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
1.12. Барабан.
Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка ударяет по «бугорочкам» за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".
1.13. Гармошка.
Описание: улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Рассказ-игра
"Ребята, представьте, что мы вместе с космонавтами отправляемся в космическое путешествие.
Сначала подготовим ракету к полету, почистим моторы (упр-е «Почистим зубки») и уберемся внутри корабля (упр-е «Маляры), теперь продуем турбины (упр-е «»Кто раньше загонит мяч?»).
Проверяем подготовку космонавтов: как у них развито дыхание («упр-е «Фокус»), насколько они выносливы (упр-е «Язычок – силач»), как они выдерживают космическую невесомость (упр-е «Качели»).
Космонавты к полету готовы! Теперь в космос! Запускаем моторы (упр-е «Барабанщик»).
Выходим на орбиту (упр-е «Орешки»).
Приземлились на планете Марс, вышли из корабля в открытый космос (упр-я «Лопаточка – Иголочка»).
Сделали снимки планеты (упр-е «Лошадка»), возвращаемся на Землю (упр-е «Горка»)."
2. Беседа родителей с детьми о первом космонавте, о полете космических кораблей и знакомство с созведиями.
3. Игра «Скажи наоборот». Записать ответ.
Пример: далеко – близко.
День – ____________________________________________________
Длинный – ________________________________________________
Свет – ____________________________________________________
4. Игра «Сосчитай-ка». (1,2,5) Записать ответ.
Пример: одна станция – две станции – пять станций.
Один спутник _____________________________________________
Одна звезда _______________________________________________
Одна ракета _______________________________________________
5. Прочитать и выучить стихотворение
КОСМОНАВТ
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
6.Найди две одинаковые ракеты.